feel_in_minsk

Category:

"Девочка со спичками" - Театр "Смолярики" (Смолевичи). Реж. А.Дорожинская

Расскажу о детском спектакле "Девочка со спичками" театра "Смолярики" из Смолевич. Я его увидел на Солигорском фестивале "Театрон.line" в это воскресенье.

Занавес открывается и мы видим фонарь, расписанный задник, чуть левее какие-то лавки. Из левой кулисы появляется дворник, который медленно обстоятельно метет улицу. Это происходит дольше, чем нужно. И вдруг случайно возникает эмоция. Т.е. мы получили уже всю возможную визуальную информацию о том, что действие происходит зимой в красивом городе, но дворник все метет и метет и уже становится не просто дворником, а действующим лицом, которое бездействует, что правда.

Постепенно, но опять же почти раздражающе медленно появляются другие жители города. Фонарщик появляется и гасит фонарь. Весело появляются продавцы, которые заступают на службу в свои лавки, задорно переговариваясь.

Но мы-то знаем, что спектакль называется "Девочка со спичками" и мы ждем ее. Она действительно появляется, маленькая девочка в больших не по размеру башмаках с огромным коробком. Она подходит к лавкам и тычет без слов свой коробок, но продавцы от нее только отмахиваются. Нарисованный город заполняет шумная толпа. Люди подходят к продавцам, дети бегают вокруг фонаря, выкатывают из-за кулис "снежные" круги, из которых с двух сторон сцены выросли два снеговика. Мальчики в игре хватают огромный девочкин башмак и убегают. Спички ее никому не нужны. Но прохожие отказываются очень вежливо. Только продавцы отмахиваются от нее все настойчивей. Но она действительно очень назойлива.

Но вот наступает вечер. Фонарщик приходит зажигает фонарь. Продавцы сворачивают торговлю. Девочка со спичками остается одна.

В одной туфле она подходит к снеговикам. Говорит с ними. В ее словах нет обиды. Мир таков, какой есть. Она оставляет у снеговиков оставшуюся туфлю. И это становится каким-то последним шагом в другой мир. Мир сказки, фантазии. Режиссер Анастасия Дорожинская называет себя, в первую очередь, хореографом и всю вторую часть спектакля решает как большой балет. Появляются девочки-снежинки, стол с едой, ёлка с подарками. На всё это девочка со спичками реагирует с непосредственностью ребенка. Наконец красивый задник раздвигается и мы видим бабушку героини в окружении ангелов. Она тратит последние спички и бежит к ней. В последнем кадре она тянется к небесам.

Задник закрывается. Мы возвращаемся в хмурый зимний город. Фонарь, возле него лежит замерзшая девочка. Идет дворник, подметает улицу. Видит девочку. Через паузу трогает ее древком метлы. Уходит.

Это очень странно, насколько простые театральные средства могут оставлять сильные впечатления.

Тут не просто жалко девочку, мы тут видим целый мир взрослых разыгранный детьми, настолько убедительно разыгранный, что становится жалко себя. Начинаешь завидовать тем, у кого есть мечта, кто имеет фантазию, веру. Это спектакль и о театре тоже. Вся эта фантазия во второй части насквозь театральна.

И нужно учитывать, что дети играли на чужой площадке, что это неотрепетированный спектакль ребят, которые начали заниматься театром с октября. Конечно, многое могло совпасть и сделать эмоционально сильней. Но в спектакле не было наигрыша, не было дрессуры. Дети, как умели, точно выполняли простые задания руководителя.

Я очень радуюсь знакомству с Анастасией, режиссером спектакля. Мы говорим о кризисе образования, но вот это образование вырастило специалиста, который любит свое дело, который владеет профессией не только на уровне развести танец, но и рассказать этим танцем внятную и трудную историю, который ответственно относится к своим подопечным, который требует от родителей, чтобы они более ответственно подходили к тому, как воспитывать своих детей, чтобы больше проводили с ними время, больше содействовали их физической активности. Меня постоянно спрашивают, в какую студию отдать своего ребенка, везите их в Смолярики.

Жюри фестиваля было настолько щедрым, что наградило этот спектакль Гран-При, при том, что даже в тот фестивальный день, который видел я, были очень сильные и интересные работы, было кому давать.

Ой, мне просто кажется, что пока есть такие спектакли, то нельзя ограничиваться разговорами про то, что с нашим театром что-то не так. В нашем театре много хорошего.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded